/files/01620/img/IMG_0407-1.jpgМетодические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию - Методическая копилка - Центр туризма и краеведения детей и молодежи Солигорского района

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

19.01.2024

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации педагогов. Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования. Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования,  организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. В данной разработке предложены методические рекомендации выбору темы и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем.

Цели и задачи самообразования

Цель:  Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя; систематическая работа по повышению уровня квалификации педагога.

Задачи:

  • Организация работы по самообразованию;
  • Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Расширение и углубление теоретических знаний; изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и умений в свете современных требований;
  • Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме;
  • Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
  • Обобщение опыта работы. Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внекалассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.);
  • Участие в инновационных проектах.
  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
  • Углубление знаний по разным методикам.
  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
  • Повышение общекультурного уровня педагога.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных навыков  и умений для успешной профессиональной деятельности.

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.

 Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая, самостоятельная, познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Уровни самообразовательной деятельности:

Адаптивный

Проблемно-поисковый

Инновационный

 

Технология   самообразования:

Общение с высококлассными  педагогами и специалистами.

Решение конкретной задачи, имеющей практический  характер.

Поиск и критический обзор информации.

Индивидуальный план самообразования.

 

Организация работы по самообразованию

Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

 

Исходя из цели  ставятся следующие задачи: 

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуального плана.

3. Методическая работа в соответствии с темой.

4.Результаты работы и формы представления.

 

Основой работы по самообразованию становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Наиболее часто возникают следующие проблемы:

Возможная проблема

Не могу определиться с темой самообразования

Пути решения

выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

 

Возможная проблема

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность, при подборе информации теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

Пути решения

Формулируйте  темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

-ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;

- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

 

Возможная проблема

Определение актуальности

Пути решения

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор информации осуществляйте следующим образом:

 - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

- ответьте на вопрос: могу ли я  узнать то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

- изучите современные взгляды на проблему

- используйте опыт других педагогов и УО

 

Возможная проблема

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

Пути решения

По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Возможная проблема

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Пути решения

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Например:

Тема «Деловая игра игры как средство формирования коммуникативных способностей обучающихся»

Цель работы: Формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

 

 Результаты самообразования.

Повышение профессиональной компетентности педагога: расширение и конкретизация своих знаний, глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем, педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс

Поиск эффективных, приоритетных для себя приемов и способов работы, развитие и совершенствование навыков диагностической и исследовательской деятельностью

развитие личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала

Пополнение банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса

 

 

Что можно включить в план самообразования?

Личный план самообразования преподавателя может содержать разные позиции, в зависимости от выбранного направления: методологического, исторического, эстетического, охраны здоровья и других. Но каждый план должен обязательно включать в себя описание результатов, которых педагог планирует достичь к определенному сроку.

В качестве результатов можно включить в план следующие пункты:

Повышение качества знаний;

Разработка методической продукции;

Разработка электронного учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности;

Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям;

Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов;

Участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности;

Обобщение опыта работы по исследуемой теме.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

 

Требования к оформлению плана:

Титульный лист.

Личные данные педагога.

Деятельность педагога по самообразованию: название профильной темы для самообразования, обоснование выбранной темы, предполагаемые результаты.

Собственно план: основные этапы, сроки исполнения каждого этапа, планируемые мероприятия, формы отчета по каждому мероприятию.

Оценка проведенной деятельности: самоанализ проделанной работы, рекомендации коллег, администрации.

Перспективный план самообразования преподавателя составляется обычно на 3-5 лет. Но на каждый учебный год планируется отдельный этап по выбранной теме.

 

Примерный образец оформления плана самообразования

Тема:

Дата начала работы над темой

Предполагаемая дата окончания работы над темой

Цель:

Задачи:

Этапы

Содержание работы

Сроки

 

Форма предоставления результатов

 Подготовительный

  1. Анализ затруднений.
  2. Постановка проблемы
  3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта.

   Прогностический

     1.Определение цели и задач работы над темой.

     2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

     3.Прогнозирование результатов.

 

Практический

  1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

    2. Формирование методического комплекса.

    Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

  1. Корректировка работы.

   Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме.

3. Представление материалов.

 Отчет о проделанной работе за учебный год.

 Выводы.