/files/01620/img/IMG_0407-1.jpgБезопасность в Интернете - Центр туризма и краеведения детей и молодежи Солигорского района

Безопасность в Интернете

Основные понятия и их определения

развернуть

Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений

Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой. 

Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере. 

Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации.

Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз. 

Кибербуллинг – это травля с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли. 

Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности. 

Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка. 

Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь. 

Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору. 

Мошенничество в виде лотереи – это электронное сообщение, информирующее вас о том, что вы выиграли огромную сумму денег, и для того, чтобы получить свой приз или выигрыш, вам нужно заплатить небольшую плату.

Нежелательный контент – это не только материалы (картинки, видео, аудио, тексты), содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные вредоносные и шпионские программы, задача которых получить доступ к информации на компьютере владельца. Также к нежелательному контенту относятся сайты, запрещенные законодательством. 

Персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано. 

Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею. 

Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими. 

Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц. 

Преступления в информационной сфере – предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь преступления против информационной безопасности (киберпреступления) и иные преступления, предметом или средством совершения которых являются информация, информационные системы и сети. 

Распространение информации – действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц. 

Сваттинг – тактика домогательства, которая реализуется посредством направления ложного вызова той или иной службе. Например, люди сообщают о минированиях, преследуя цель устроить неразбериху и панику в конкретном месте. 

Скам (scam – c англ. яз. афера, мошенничество) – это мошенничество в сети Интернет. 

Смишинг (англ. smishing – от «SMS» и «фишинг») – это метод, похожий на фишинг, но вместо отправки электронных писем злоумышленники отправляют текстовые сообщения своим потенциальным жертвам. Вы получаете срочное текстовое сообщение на свой смартфон с прикрепленной ссылкой, в которой говорится, что оно принадлежит вашему банку и вам необходимо получить к нему доступ, чтобы обновить банковскую информацию или другую информацию онлайн-банкинга. 

Социальная инженерия - дословный переводится как «атака на человека», в контексте информационной безопасности — психологическое манипулирование людьми с целью совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации.

Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.). 

Цифровая гигиена – это свод правил, следуя которым, человек обеспечивает себе информационную безопасность (не анонимность, а защиту) в сети Интернет. Относится к сфере знаний о цифровой безопасности. 

свернуть

Дети в Интернете, или как обеспечить здоровье детей при работе в Сети

развернуть

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и именно дети – главные пользователи сети! Вы считаете, что самое неприятное, с чем может столкнуться ребёнок в Интернете, - это компьютерные вирусы? В Интернете, как и в реальном мире, существует много угроз. На это нельзя закрывать глаза! Чтобы оградить ребенка от возможных психических и физических проблем взрослые  должны знать некоторые советы. 

Дети 5-8 лет

  • Просматривайте журнал посещения ребенком сайтов.
  • Разговаривайте на тему “Интернет и его опасности”.
  • Устраивайте “семейные праздники” за компьютером (выбирайте позитивные и интересные веб-ресурсы и вместе их посещайте).
  • Рассказывайте о конфиденциальности и последствиях разглашения некоторых сведений. 

Дети 9-12 лет

  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по интернету.
  • Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией.
  • Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит их или угрожает.
  • Настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте и Вы могли убедиться, что они не общаются с незнакомцами.
  • Расскажите детям об ответственном, достойном поведении в интернете. 

Дети 13-17 лет

  • Создайте список домашних правил пользования интернетом совместно с ребенком.
  • Следует обсудить список запрещенных сайтов, часы нахождения в интернете.
  • Держите компьютеры с подключением к интернету в общих комнатах.
  • Беседуйте с детьми о друзьях в интернете и о том, чем они занимаются.
  • Используйте средства блокирования нежелательного материала (например, MSN Premium's Parental Controls).
  • Знайте, какими чатами и досками объявлений пользуются дети и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы подростки не общались с кем-то в приватном режиме.
  • Научите детей никогда не выдавать личную информацию в сети.
  • Говорите с детьми о здоровой половой жизни, так как в интернете дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты “для взрослых”.
  • Возьмите за правило знакомиться с сайтами, которые посещают подростки. Убедитесь, что дети не посещают сайты с оскорбительным содержимым, не публикуют личную информацию или свои фотографии.
  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и их возможный риск. Напомните, что это незаконно.
свернуть

Безопасное использование соцсетей, мессенджеров, электронной почты

развернуть

Культура цифрового общения

развернуть

Игромания

развернуть

Сегодня практически каждый школьник имеет в своем арсенале компьютер или нечто подобное к нему приближенное.

Родители, как правило, легко соглашаются на это приобретение. Ребенок меньше бездельничает, осваивает различные программы, без компьютера сегодня никуда – так думают большинство взрослых. А вот как школьники проводят время за компьютером, в какие игры они играют, родители порой не задумываются. Действительно ли все компьютерные игры являются развивающими, сколько нужно играть и как, чтобы не стать игроманом и не попасть в компьютерную зависимость? 

Ситуация 1. Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и неизвестно с кем по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие кусочки любимое мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам) либо просто получает заряд положительных эмоций.

Ситуация 2. Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, погулять с ним, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это сделать его самого и т.д. И при этом надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы.

Многие родители, купив своему ребенку персональный компьютер, вздыхают облегченно…Но так ли это? Решаем ли мы этим проблемы? Или создаем новые?

Для того чтобы выяснить, так ли страшна эта проблема для психики ребенка и определить методы борьбы с игроманией, мы обратились к врачу-психотерапевту городского наркологического диспансера Сергеевой Н.В. Она рассказала о своих исследованиях в поведении взрослых игроманов, о том, какие подростки наиболее уязвимы для воздействия компьютерных игр. Она подчеркнула, что у завзятых игроманов чаще всего повышенный уровень агрессивности, слабый аппетит и проблемы в учебе.

По результатам исследования проблемы игромании для школьных психологов и заместителей директоров школ по воспитательной работе сотрудниками Учебно-компьютерного центра «Интеллект» был проведен семинар. На семинаре были разобраны виды компьютерных игр по степени влияния на психологию играющего. В результате выяснилось, что наибольшее влияние оказывают ролевые игры, где подросток принимает на себя роль компьютерного персонажа, полностью отождествляет себя с героем.

Участникам семинара мы рассказали, каковы особенности поведения игромана, на что обратить пристальное внимание: если ребенок ежедневно, без пропусков играет на компьютере, ему трудно оставить игру незавершенной, ребенок забывает про уроки, домашние обязанности и прием пищи. Именно такое тотальное увлечение компьютерными играми представляет наибольшую опасность для нормального функционирования психики человека и его взаимоотношений с собой и окружающими.

Так сколько же и как играть в компьютерные игры? Запретить игры на компьютерах совсем? Конечно, нет. 

По поводу допустимой продолжительности игровых сеансов возможны следующие рекомендации. 

1.      Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Если с учебой не все в порядке, продолжительность игр снижа­ется до минимальной (45 минут в неделю).

2.      Время для компьютерных игр выделяется только за счет просмотра телепередач. Ни в коем случае нельзя «отдыхать» от компьютера перед телевизором.

Средняя продолжительность работы с компью­тером в неделю примерно равна классу, в котором учится школьник. Для учеников начальных классов это один час, разбитый на сеансы по 20-30 минут. 

Подводя итоги, можно отметить, что необходимо контролировать выбор вида игры, содержание игры, продолжительность сеанса. Тогда дети смогут играть в компьютерные игры без вредных последствий. 

Часто нервные расстройства, возникающие у ребенка, связаны и с компьютерными играми. Во что играет Ваш ребенок? Вот ответы Ваших детей… Чему посвящены эти игры, нетрудно догадаться, взглянув лишь на обложки…

Обязательно посоветовать родителям с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных программ. Не увлекаться «пугалками» и «стрелялками»: они – «провокаторы» агрессивного поведения ребенка.

Во-первых, они не требуют от детей терпения и силы воли, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими играми: педагоги видят, что через два года постоянных игр дети не могут связать даже нескольких слов по поводу своей любимой игры, ограничиваясь возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Они легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.

Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от сверстников, родителей. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? (на эти вопросы пусть ответят сами родители)

И третья, может быть сама главная опасность для детской психики: развлекательные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.

Учите ребенка работать за компьютером!

свернуть

Берегите свои деньги (о хищении денег с банковских карт)

развернуть

Цикл видеороликов "Дети в интернете"

развернуть

Безопасный Wi-Fi

развернуть

Как защитить свой аккаунт от взлома

развернуть

Если ваш аккаунт взломан – преступник получает все ваши персональные данные.

Следующие советы могут помочь вам избежать этих мошеннических действий в интернете:

не принимайте запросы на дружбу от людей, которых вы не знаете;

не делитесь своим паролем с другими;

при входе в систему используйте двухфакторную аутентификацию;

избегайте подключения к публичным и бесплатным сетям Wi-Fi;

держите ваш браузер и приложения обновленным;

добавьте дополнительный уровень безопасности и используйте программное обеспечение кибербезопасности.

свернуть

Сваттинг

развернуть

                 

свернуть

Осторожно, ФИШИНГ!

развернуть

Как не стать жертвой Интернет-мошенников

развернуть

KIDS.POMOGUT.BY Безопасность детей в сети

развернуть
 

Защита детей, в том числе в интернете - приоритетное направление деятельности и государственных органов Беларуси, и ЮНИСЕФ на глобальном уровне. Появление специализированного ресурса стало наглядным примером межведомственного партнерства, сообщили корреспонденту БЕЛТА в представительстве Детского фонда ООН в Беларуси.

Новый ресурс предназначен для детей разного возраста, их родителей и педагогов. Он содержит полезные советы о том, как сделать общение в сети безопасным, защитить себя от кибербуллинга, сексуальной эксплуатации и других форм насилия, от уловок наркодилеров. Вторая важная функция - помощь через чат детям, пострадавшим от насилия в интернете, а также их родителям.

Ежедневно с 8.00 до 20.00 можно в онлайн-режиме задать вопросы на условиях анонимности, ответы дают профессиональные психолог и юристы.

Кроме того, помощь оказывают по телефонам 8 801 100-16-11 (круглосуточно) или 8 801 201-55-55 (с 8.00 до 20.00).

свернуть

Безопасные сайты для детей и подростков

развернуть

Белорусские детские сайты

Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ
www.kazki.unicef.by

Сайт «Эльфик»
www.elfik.by

Сайт Министерства обороны Республики Беларусь «Детям об армии»
www.deti.mil.by

Сайт РОО «Белорусский Детский Фонд»
www.bcf.by

Сайт ОО «Белорусский республиканский союз молодежи»
www.brsm.by

Сайт ДОО «Белорусская республиканская скаутская ассоциация»
www.scout-belarus.org

Сайт ОО «Белорусский Фонд SOS-Детская деревня»
www.sos-villages.by

Портал для детей больших и маленьких
www.deti.by

Семейный портал
www.rebenok.by

Зарубежные детские сайты

Игра для детей про безопасность в интернете
www.wildwebwoods.org

Раскраски для детей
www.raskraska.com

Детский сайт для родителей
www.poznayka.ru

Сайт Международного благотворительного фонда «Дети мира»
www.deti-mira.ru

свернуть